Сергей Спирин: осторожно, ИИС!

    By Soroman
    In Статьи
    Сен 3rd, 2019
    0 Comments
    697

    Сергей Спирин
    предприниматель, инвестор, преподаватель, автор статей и учебных курсов об инвестировании

    В последние дни в соцсетях (а в «друзьях» в соцсетях у меня собрались преимущественно представители финансово-инвестиционной индустрии) я наблюдаю восторженные сообщения о том, что в России открыт уже 1 млн ИИС (индивидуально-инвестиционных счетов). Этот факт массово тиражируется с очевидным намеком: пора срочно присоединяться!

    В связи с этим хочу предостеречь от популярной ошибки, которую многие допускают при открытии ИИС и дать рекомендации по его выбору.

    Про ИИС очень важно понимать вот что: ИИС сам по себе – не инвестиционный продукт, а лишь оболочка для инвестиционных продуктов. Это не конфета, а обертка от конфеты. Она придает конфете некоторые полезные свойства (налоговые льготы от государства), но не более того. Фантик в конфете – далеко не самая важная часть.

    А вот внутри этой обертки может быть… очень много чего. Как полезного, так и не очень полезного, и даже откровенно вредного.

    Свойства обертки (налоговые льготы) определены законодательно, и к ним у меня претензий нет. ИИС как идея, прописанная в законодательстве – хорошая, полезная штука. Но конкретное содержимое (наполнение) ИИС определяется уже не законодательством, а конкретной инвестиционной компанией, которая предлагает инвесторам свои продукты на базе ИИС. И как только мы начинаем говорить про конкретные варианты наполнения ИИС, вопрос о полезности и выгодности перестает быть столь однозначным, и все оказывается намного хуже тех красивых речей, которыми продажа этих продуктов сопровождается.

    К сожалению, я наблюдаю, как многие инвестиционные компании массово пихают внутрь предлагаемых клиентам ИИС то, что выгодно самим компаниям, а вовсе не инвестору, справедливо полагая, что «раз это ИИС – значит, купят». И их маркетологи правы – многие финансово неграмотные люди, видя три заветные буквы «ИИС», покупают, не сильно разбираясь, что же там внутри, подходит ли им это, и какие другие варианты им могли бы быть доступны.

    В результате многие инвесторы получают за свои деньги очень плохое наполнение ИИС, пусть и по-прежнему в красивой обертке в виде налоговых льгот от государства. В результате агрессивного маркетинга компаний инвесторы в рамках ИИС становятся обладателями плохих инвестиционных продуктов, в которых существенная часть дохода достается вовсе не инвестору, а управляющей компании или брокеру.

    Как вы, вероятно, уже догадались, смотреть надо не на обертку, а на содержимое. И выбирать надо, в первую очередь, не обертку, а содержимое.

    Худшее, что вы можете сделать – обратиться наугад в какую-нибудь инвестиционную компанию (пусть даже с хорошим известным брендом!) за открытием индивидуального инвестиционного счета, не определившись заранее, что лично вам нужно внутри этого ИИС.

    Правильный порядок ваших действий должен быть такой:

    1. Определиться с вашими инвестиционными целями, горизонтами и индивидуальным отношением к риску
    2. Определиться с общей структурой вашего инвестиционного портфеля (с распределением активов, разбивкой портфеля на классы активов и долями классов активов)
    3. Определиться с тем, какими инструментами вы собираетесь наполнять вашу структуру портфеля
    4. Определиться с тем, какие именно составляющие вашего портфеля в наибольшей степени нуждаются в налоговой оптимизации с помощью ИИС (а какие, возможно, с помощью других способов налоговой оптимизации)
    5. Определиться с типом ИИС, который вы собираетесь открывать – с вычетом на взнос (тип А), или вычетом на доход (тип Б), и с тем, будет ли это брокерский счет или счет доверительного управления
    6. Поинтересоваться (с помощью интернета и, возможно, телефона), какие компании предлагают варианты ИИС, удовлетворяющие вашим потребностям, и их условиями – в частности, сравнить размеры комиссий за брокерское обслуживание и/или доверительное управление, а также внутренние комиссии предлагаемых внутри ИИС продуктов
    7. И лишь затем идти открывать ИИС

    Специально подчеркну – выбирать надо именно продукт, а не компанию! И не абстрактно, а лишь после того, как вы определились, что конкретно надо вам.

    Несложно догадаться, что если просто обратиться в выбранную наугад (или по названию известного вам бренда) компанию для открытия ИИС, то первые шесть пунктов в алгоритме выбора ИИС будут попросту проигнорированы, а вам в итоге продадут то, что выгодно компании, а не вам.

    К сожалению, я уже не первый раз вижу, как люди открывают себе ИИС, а спустя некоторое время понимают, что они выбрали (а точнее, в большинстве случаев – им продали) сильно неподходящий и невыгодный для них вариант. К сожалению, в силу бюрократических сложностей, сопровождающих операции с ИИС, переоткрыть его зачастую непросто, и многие выбирают продолжать сидеть в плохом продукте три года на невыгодных условиях.

    ИИС сам по себе, как льгота от государства – хорошая идея. Но чтобы не столкнуться с плохой реализацией этой идеи в конкретных компаниях, многие из которых специально строят свои продажи с использованием ИИС как приманки для не слишком финансово грамотных инвесторов, пожалуйста, сначала проделайте домашнюю работу по выбору ИИС.

    Вопрос о том, как именно проходить описанный в статье пошаговый алгоритм, к сожалению, выходит далеко за рамки того, что можно написать в короткой статье. Подробно я об этом буду рассказывать на предстоящем учебном курсе «Инвестиционный портфель». Курс вовсе не сводится только к выбору ИИС, хотя и про ИИС на последнем занятии второй части курса я тоже рассказываю. Зато в нем есть подробный обстоятельный рассказ как раз про ту предварительную работу, которую вам стоит проделать до непосредственного выбора ИИС.

    Разберитесь с этим вопросом, прежде чем бежать открывать ИИС. Иначе вы рискуете стать обладателем «чемодана без ручки» – и нести тяжело, и бросить жалко.

    Автор: Сергей Спирин

    • Аналитика

    • Подпишись на новости!