Рейтинговые агентства НКР и НРА получили лицензии Центробанка

    By Soroman
    In Новости
    Сен 17th, 2019
    0 Comments
    262

    Сразу два рейтинговых кредитных агентства получили аккредитацию от Центробанка – «Национальные кредитные рейтинги» и Национальное рейтинговое агентство, сообщается на сайте регулятора. До сих пор в реестре ЦБ было только два рейтинговых агентства – АКРА и «Эксперт РА». Присваивать рейтинги по национальной шкале могут только аккредитованные регулятором компании. Теперь два новых агентства должны разработать и утвердить в ЦБ методологию присвоения кредитных рейтингов.

    ЦБ аккредитовал компанию «Национальные кредитные рейтинги» (НКР) всего через семь месяцев после того, как в январе медиахолдинг РБК сообщил о создании агентства – оно является 100%-ной «дочкой» ПАО РБК. Гендиректор НКР Кирилл Лукашук до этого руководил группой рейтингов финансовых институтов АКРА. НКР создавалось командой, члены которой работали в международных и национальных рейтинговых агентствах и непосредственно участвовали в аккредитации обоих агентств из реестра ЦБ. Уставный капитал НКР – 50 млн руб. (данные «СПАРК-Интерфакса»), но всего в создание компании были инвестированы «сотни миллионов рублей», говорил Лукашук.

    В среднесрочной перспективе агентство планирует занять существенную долю рынка, который продолжает расти, рассказал Лукашук.

    В 2014 г. в России началась реформа рейтинговой отрасли. Произошло это после того, как «большая тройка» иностранных агентств – Standard & Poor’s, Fitch и Moody’s – понизила рейтинг России. С 2017 г. работать в России, т. е. присваивать рейтинги по национальной шкале для использования внутри страны, могут работающие в России рейтинговые агентства как самостоятельные юрлица, подчиняющиеся российскому законодательству и внесенные ЦБ в реестр рейтинговых агентств. «Большая тройка» не стала создавать «дочек» в России и решила продолжать присваивать рейтинги исключительно по международной шкале.

    В 2018 г. емкость рынка рейтингов по национальной шкале впервые преодолела планку в 1 млрд руб. При этом выручка «Эксперта РА» от рейтинговой деятельности выросла в 1,6 раза до 574 млн руб., АКРА – вдвое до 470 млн руб.

    НКР рассчитывает, что его рейтинги будут применяться и в регулятивных целях. В ближайшие дни агентство утвердит методологии и по банкам, и по корпорациям, начав работать с ключевыми сегментами. У НКР уже есть конкретные договоренности с банками, компаниями ритейла, телекома, промышленного производства, указал Лукашук, не назвав конкретных имен: до конца этого года будут присвоены первые рейтинги.

    Национальному рейтинговому агентству (НРА) потребовалось три года, чтобы получить аккредитацию. Агентство подало первую заявку в ЦБ еще в июле 2016 г., но регулятор отказал. Президент НРА Виктор Четвериков объяснял отказ предоставлением документов не в полном объеме, а также отдельными несоответствиями внутренних документов и методологий требованиям закона. Второй раз НРА подало заявку в июле 2018 г., но и она не понравилась ЦБ. В начале 2019 г. представители ЦБ попросили НРА забрать свою заявку. ЦБ вернул заявку для актуализации данных, подтверждал Четвериков. После изменения стратегии развития агентства и состава участников в марте НРА подало в ЦБ обновленный пакет документов для аккредитации. По данным «СПАРК-Интерфакса» 14,1% НРА владеет Четвериков, концерну «Россиум», НПФ «Будущее», компании «Русолово», банкам «Открытие» и «Траст», а также Независимому специализированному депозитарию принадлежит по 9,9% НРА.

    НРА уже присваивало рейтинги, но некредитные, напоминает Четвериков. К примеру, агентство оценивало качество и надежность услуг, качество корпоративного управления, инвестиционную привлекательность регионов, присваивало экологические рейтинги. Теперь же агентство сможет присваивать кредитные рейтинги по заявленным в ЦБ методикам. НРА уже заявило методологии на присвоение рейтингов компаниям, страховщикам, а также выпускам облигаций, рассказывает Четвериков. В течение трех лет агентство планирует достичь 25% от общего числа присвоенных кредитных рейтингов, указал он. Впрочем, чтобы со стороны клиентов действительно появился спрос, только включения в реестр мало, подчеркивает Четвериков: «Нужно, чтобы рейтинги агентства попали в регуляторные требования».

    Источник: Ведомости

    • Аналитика

    • Подпишись на новости!