Банки привлекли больше клиентов, чем брокеры

    By Soroman
    In Новости
    Мар 27th, 2019
    0 Comments
    421

    Доля профучастников – Кредитных организаций (КО) превысила 50% в сегменте брокерского и депозитарного обслуживания. Рост клиентской базы обеспечило привлечение клиентов, находящихся на банковском обслуживании, через цифровые каналы. Это характерно в основном для крупных кредитных организаций. При этом доля активных клиентов в банковском секторе по-прежнему остается более низкой, чем у профучастников – Некредитных финансовых организаций (НФО).

     Количество клиентов на брокерском обслуживании в профучастниках-КО на конец третьего квартала составило 953 тыс. лиц (по сравнению аналогичным показателем в НФО – 899 тыс. лиц), на депозитарном обслуживании – 1,39 млн лиц (в НФО – 953 тыс. лиц). Об этом сообщается в опубликованном в понедельник на сайте ЦБ «Обзоре ключевых показателей профессиональных участников рынка ценных бумаг». На протяжении всех кварталов прошедшего года доля профучастников-НФО последовательно сокращалась за счет увеличения активности крупных банков в части расширения клиентской базы за счет уже находящихся на их обслуживании клиентов.

    Как отмечается в обзоре, значительная часть клиентов привлекалась при помощи электронных способов взаимодействия, в частности мобильных приложений. Так, доля клиентов, привлеченных онлайн, у кредитных организаций по итогам первого полугодия 2018 года оказалась выше, чем у конкурентов-НФО, и составила 66% (против 31% у НФО). «Банковские каналы продаж самые эффективные, так как затраты на привлечение ложатся на банк с огромной сеткой. В свое время НПФ активно продавали свои услуги через банковские каналы и преуспели в этом», – указывает младший директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Игорь Чернов.

    «Второй по значимости актив, который позволяет банкам теснить брокеров, – это репутация, у большинства брокеров ее может не быть вовсе», – рассуждает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. «Банки предлагали зарабатывать на рынке домохозяйкам и обывателям, в то время как НФО формировали ореол престижности и элитарности рынка, делая упор на узкой прослойке среднего класса и обеспеченных гражданах. Сейчас это работает против них», отмечает эксперт.

    Однако и у классических брокеров есть козыри, которые в ближайшей перспективе могут выровнять изначально неравные условия ведения бизнеса по сравнению с крупными кредитными организациями. «Хорошо зарекомендовали себя возможности дистанционного открытия счетов, покупки бумаг “в один клик”, предложения услуг “единого брокерского счета”, когда брокер предлагает в одном счете доступ как к российским площадкам, так и к зарубежным», – отмечает господин Чернов. Главным же преимуществом брокеров-НФО, говорит он, являются возможности более индивидуального подхода к клиенту, включая тарифы. «В привлечении клиентов они могут опираться на сильную аналитическую команду, которая дает преимущество при принятии инвестиционных решений», – считает аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов.

    Клиенты банков в исследуемый период остаются драйвером роста валютной секции Московской биржи. Так, доля топ-5 лидеров этого сегмента (все – кредитные организации) в общем объеме биржевых валютных операций составила 41%, доля НФО – порядка 10%. Клиенты НФО же преобладают на срочном рынке – 88% от совокупного объема операций обеспечили классические брокеры.

    При этом клиентская база брокеров-банков в значительной мере является «спящей». Доля активных клиентов на брокерском обслуживании (совершивших хотя бы одну сделку) среди профучастников-НФО остается значительно более высокой (15% против 11,5%). «Статистика активности клиентов банков и НФО говорит о том, что сформировался некий клуб инвесторов, очень ограниченный по численности, который нужно расширять, нужно продемонстрировать, что брокерский счет может быть полезнее, чем банковский депозит, при сравнительно небольшом росте уровня риска», – отмечает господин Антонов.

    • Аналитика

    • Подпишись на новости!