Вывезет ли Камаз Российскую экономику?

By Danni
In Аналитика
Май 28th, 2017
0 Comments
1535

Данные продаж российского автогиганта вселяют оптимизм: экономика, похоже, выходит из кризиса.

Не о протекционизме речь

Известное выражение «Что хорошо для Дженерал Моторс, то хорошо и для Америки», чаще всего применяют, когда хотят проиллюстрировать протекционизм, защиту государством интересов крупных корпораций.

Мы поговорим о другом: о том, что показатели работы компании «КАМАЗ», производителя всем известных грузовиков, очень хорошо предсказывают дальнейшую траекторию развития российской экономики.

Падения и взлёты

Чтобы убедиться в «прогностической ценности» камазовской статистики, рассмотрим, как она вела себя по ходу падений и взлётов российской экономики.

1989-1990 годы: от роста к спаду

«КАМАЗ»: в 1988 году на Камском автозаводе был достигнут исторический пик производства – с конвейера в тот год сошло 127 тыс. грузовиков. А уже 1989 году «КАМАЗ» впервые в своей истории столкнулся с падением производства – было выпущено всего 120 тысяч грузовиков (график 1).

График 1. Падение производства на «КАМАЗе» произошло в 1989 году, за год до начала сокращения ВВП в СССР.

Относительно 1988 года выпуск сократился на 5,2% (если учитывать продажи только внутри СССР, без экспорта, то падение было ещё более глубоким: -5,4%).

График 2. Спад производства грузовиков КАМАЗ продолжался непрерывно в течение семи лет.

Мог ли этот камазовский спад 1989 года предвещать ухудшение экономической ситуации в СССР? Оказывается, да. Многочисленные источники датируют начало падения ВВП в Советском Союзе 1990-м годом.

График 3. Годы падения ВВП следовали за годами спадов на «КАМАЗе».

1996-1997 годы: первая попытка роста

Спад и на «КАМАЗе», и в стране продолжался долгих семь лет. За эти годы не стало СССР, поэтому в дальнейшем мы будем использовать статистику продаж «КАМАЗа» в России.

В 1996 году на «КАМАЗе» был зафиксирован первый за многие годы рост продаж грузовиков. Рост скромный, на 2,7% по отношению к 1995 году. ВВП России в том году ещё продолжал падать. Падение составило -3,6%. Что же было дальше? Предсказал ли «КАМАЗ» рост экономики России?

Да, предсказал: на следующий год после роста продаж грузовиков Камским автозаводом был зафиксирован первый за всю постсоветскую историю рост ВВП в России. Конечно, рост (как и на «КАМАЗе», впрочем) был скромным, +1,4%. Но после стольких лет беспросветного падения экономики даже такой слабый и, как позже оказалось, неустойчивый рост, казался чудом.

В порыве эйфории российские власти тогда заявили о стабилизации экономики и даже провели деноминацию. Напомним, что Указ президента Бориса Ельцина о деноминации вышел как раз в 1997 году, а с 1 января 1998 года со всех купюр исчезли три «лишних» нуля, в обращении появились копейки. Как показало дальнейшее развитие событий, стабилизацию объявлять было рано. Достаточно было бы посмотреть на известный теперь нам индикатор – продажи «КАМАЗа».

1997-1998 годы: к дефолту и кризису

По итогам 1997 года «КАМАЗ» продал в России на 35% меньше грузовиков, чем в 1996 году. Падение началось ещё в первом квартале 1997 года, а в четвёртом квартале падение продаж и вовсе составило невообразимые -81%.

Согласно нашей гипотезе, вслед за падением продаж «КАМАЗа», в 1998 году должен бы упасть и российский ВВП. Всё в точности так и произошло! Начиная с первого квартала 1998 года, ВВП страны падал, а в августе произошёл знаменитый «дефолт», и падение ускорилось. Итоги года: минус 5,3% ВВП.

1998-1999 годы: возвращение к росту

Люди подвержены настроениям. И после дефолта в обществе и правящих кругах возобладал пессимизм. Прогнозы на 1999 год были один хуже другого. Министерство экономического развития прогнозировало, например, падение на 3%. Авторитетный ЦМАКП, возглавлявшийся тогда нынешним помощником президента России по экономическим вопросам Андреем Белоусовым, давал даже более пессимистичные оценки, ожидая падения от 5 до 6% в 1999 году.

Этот пессимизм, как и случившийся ранее оптимизм 1997 года, оказался необоснованным. Учёные мужи и политики опять забыли посмотреть, как там дела у «КАМАЗа»? А «КАМАЗ» показал рост продаж на 66% ещё в четвёртом квартале 1998 года. А в первом квартале 1999 года рост продаж «КАМАЗа» в Россию составил невообразимые +8210% (в 83 раза!). Впрочем, такие заоблачные темпы легко объяснимы, если учесть, что в первом квартале 1998 года завод практически стоял.

Стоит ли удивляться после этого, что прогнозы падения ВВП в России в 1999 году не сбылись. ВВП в 1999 году вырос на 6,4%. Это были невиданные более 15 лет темпы, такого не было даже в последние годы СССР! (см. график 3). Но и далее, с 1999 по 2008 год, ВВП России непрерывно рос. Это было «золотым десятилетием» для страны.

Замедление 2002 года

Но внутри этого периода был один год, 2002-й, когда экономическая ситуация вызывала серьёзное беспокойство. Дело в том, что темпы экономического роста тогда замедлились (с +10% в 2000 году до 4,7% в 2002-м) и впервые с 1999 года опустились ниже 5% отметки.

Более того, резко замедлились инвестиции. Если в 2001 году прирост инвестиций в основной капитал составил 11,7%, то в 2002 году произошло резкое замедление этого показателя до 2,9%.

Примечательно, что «КАМАЗ» опять сигнализировал об этом замедлении заранее: ещё по итогам 2001 года он впервые после кризиса 1998 года показал падение продаж в Россию, которые сократились на 4,2%.

2008 год: в омут мирового кризиса

В 2008 году в мировой экономике разразился шторм. И это, пожалуй, единственный случай, когда квартальные данные и по «КАМАЗу», и по экономике страны в целом показали падение одновременно. В годовом выражении продажи «КАМАЗа» в 4 квартале упали на 64%. ВВП в том же квартале упал на 1,3%, впервые после 10 лет роста. Глубина и масштаб падения продаж камских грузовиков показывали, что экономику России ожидают не лучшие времена. И падение ВВП в 2009 году на 7,8% подтвердило это предвестие.

Казалось бы, продажи «КАМАЗа» как прогнозный индикатор в этом случае не сработали. Но даже и в случае «синхронного» падения данные продаж «КАМАЗа» могли помочь в оценке экономической ситуации. Ведь статистика по ВВП выходит раз в квартал, и за 4-й квартал 2008 года стала известна только в январе-феврале 2009-го. Между тем данные по продажам «КАМАЗа» выходят ежемесячно. Так, о падении продаж грузовиков в октябре 2008 года на 52%, в ноябре на 71%, в декабре на 72%, становилось известно в течение 5-10 дней по окончании соответствующего месяца.

2009-2010 годы: быстрое восстановление

Восстановление после спада на «КАМАЗе» началось с 4 квартала 2009 года, когда продажи выросли на 80% к 4 кварталу 2008-го года. Уже мало удивляет, что в следующем квартале и в экономике России был зафиксирован рост ВВП, составивший 4,1% в годовом выражении.

2012-2015 годы: долгая дорога к кризису

После кризиса 2008-2009 гг. 11 кварталов подряд, почти три года, продажи «КАМАЗа» росли. Но с третьего квартала 2012 года продажи снова начали падать. По итогам 2013 года спад составил минус 4%. Падение продолжилось и в 2014 (-15%), и в 2015 году (-31%).

Установленная нами выше взаимосвязь подтвердилась и в этот раз. Темпы роста российской экономики тоже стали снижаться. С 4,2% в 2011 году прирост ВВП снизился до 3,5% в 2012-м, до 1,3% в 2013-м и до 0,7% в 2014-м. А в 2015 году ВВП ушёл в отрицательную зону: падение составило -3,7%.

Из этого можно сделать интересные выводы: проблемы в экономике России начались ещё в 2012 году, а, следовательно, их причиной не могли быть ни санкции, введенные в действие в 2014 году, ни последовавшее затем падение нефтяных цен.

Немного о будущем

Что даёт нам приведённый выше анализ совпадений в динамике продаж «КАМАЗа» и экономике России? Если задуматься, это даёт ни много ни мало возможность «предсказывать» будущее.

Возьмём, к примеру, споры, пройдена ли низшая точка кризиса и ждёт ли Россию экономический рост в ближайшее время. Президент России Владимир Путин уверяет, что низшая точка кризиса пройдена. Ему вторят чиновники из правительства. Но некоторые эксперты заявляют, что рецессия углубляется (см., например, материал «Эксперты ВШЭ заявили об углублении рецессии в России» опубликованный совсем недавно, 8 июня). Кому верить?

А что, если поверить «КАМАЗу»? Посмотрим на статистику его продаж. После 6 кварталов падения (а с небольшими перерывами падение длилось 14 кварталов, более трёх лет), в первом квартале 2016 года Темпы роста продаж «КАМАЗа» вышли в плюс: они выросли на 12% по отношению к первому кварталу 2015 года. Результаты второго квартала станут известны по его окончании, в июле. Но уже известно, что в апреле рост продаж составил +77%, а в мае +72%. Даже если результаты июня окажутся скромнее, рост за второй квартал окажется на уровне примерно +50% или +60%.

График 4. По итогам 2 квартала 2016 года продажи «КАМАЗа» в среднегодовом выражении выйдут в плюс впервые с 2012 года.

Судя по этим данным, российский ВВП в ближайшее время выйдет из зоны падения и начнёт расти.

График 5. Судя по статистике «КАМАЗа», ВВП России в ближайшее время начнёт расти.

Источник: http://kamaz.livejournal.com/710743.html

Комментарий редакции

Эта статья подготовлена аналитиками самой компанией «Камаз» и была опубликована летом 2016 года. На наш взгляд, она не теряет актуальности и сегодня, потому что ВВП пошел в рост только последние 2 квартала, да и продажи «Камаза» подскочили только по итогам года, ну в 1-м квартале 2017 года. Так что считаем, что динамика продаж и экономики в целом перешли от стадии боковик к движению, а куда оно будет — варианта развития событий как всегда два) Первый это благоприятный — переход к растущей фазе, а второй повторение чего то похожего на 3-4 кв. 1997, исходя из графика 5.

Дополнительно прикладываем несколько графиков для размышления

Прошлый год стал переломным для российского рынка коммерческих автомобилей. После затяжного и сильного падения он наконец стабилизировался и начал расти во всех сегментах. Продажи LCV увеличились на 0,1%, грузовых автомобилей – на 4%, автобусов – на 15,4%, подсчитал «Автостат» на основе регистраций новых машин.

В мире же рост продаж идет стабильно с 2009 года. Ну и ВВП США, Китая, Англии, Франции, Германии также коррелируют с этой динамикой.

ВВП РФ поквартальный в процентных пунктах. Видим еще только зарождающийся рост, при начавшемся на 2 квартала раньше росте продаж грузовой техники Камаза.

В первом квартале 2017 года в России реализовано 5 750 «КамАЗ» — это на 1,5 тыс. грузовиков больше, чем за аналогичный период прошлого года (4 182 ед.). Рост выше чем на 30%

 

  • Соцсети

  • Аналитика

  • Подпишись на новости!